Тренинг и активное обучение в бизнесе

Авторская программа Азарновой А.Н. «Тренинг и активное обучение в бизнесе. Основы тренерского мастерства» (120 ак. часов).

Программа рассчитана на всех желающих освоить профессию ведущего тренинговых групп (тренера) или бизнес-тренера.  Программа проходит в г. Москва. На обучение принимаются лица с законченным высшим образованием и студенты старших курсов ВУЗов. По окончании программы при условии успешного обучения и сдачи выпускного экзамена участники получают сертификаты о прохождении программы.

В результате прохождения программы участники смогут:

  • Самостоятельно составлять тренинговые программы различных тематик («Уверенное поведение», «Жесткие переговоры и противостояние манипуляции», «Продажи», «Переговоры», «Управленческие компетенции», «Стресс-менеджмент», «Управление временем» и другие)
  • Проводить анализ потребности в обучении
  • Уверенно и эффективно проводить тренинги и бизнес-тренинги
  • Грамотно оценивать результаты обучения с использованием различных показателей
  • Выстраивать отношения с Заказчиком  тренинга на различных этапах взаимодействия с ним – начиная с анализа потребностей в обучении и заканчивая предоставлением итогового отчета по результатам тренинга

В процессе обучения участники группы в обязательном порядке выполняют контрольные работы, изучают специальную литературу, планируют и проводят тренерские сессии, осуществляют видеоанализ. По окончании обучения учащиеся защищают диплом – готовят и демонстрируют собственный тренинг по одной из заданных тематик.

Курс отличается исключительно практической направленностью и проводится в тренинговой форме при разумном минимуме теории и максимуме практической работы участников. В процессе обучения каждый член группы неоднократно работает с группой в качестве тренера, проводя разминки, упражнения, ролевые игры, кейс-стади, а на более поздних этапах обучения – и целые фрагменты тренерских работ. Все тренерские работы обеспечиваются обратной связью от ведущего и группы.

Курс может быть очень интересен и для лиц, специализирующихся в области психологического тренинга не бизнесовой тематики: закономерности построения программы и работы с тренинговой группой  в бизнес- и психологическом тренинге одни и те же, и они передаются учащимся в процессе занятий.

Из моего опыта: около 30 — 35% московских слушателей – специалисты именно в области психологического тренинга не бизнесовой тематики.

Содержание программы

Тема 1. Введение в  тренинг и бизнес-тренинг.

Понятие тренинга и бизнес-тренинга, их цели и задачи, место в структуре бизнес-процессов организации. Основные методические принципы построения  тренинга. Соотношение  тренинга и иных форм обучения. Основные виды  тренинга. Целевая аудитория  тренинга. Особенности обучения взрослых.

Тема 2. Планирование тренинга как процедуры по обучению: формальные и содержательные аспекты.

Основные подходы к планированию тренинга их относительные преимущества и недостатки. Понятие тренинговой и нетренинговой задачи. Диагностика потребности в обучении в коммерческой организации. Виды процедур по диагностике потребности в обучении.  Формальные требования к проведению корпоративных и открытых тренингов. Набор участников в тренинговые группы. Оборудование и материалы, используемые при проведении  тренинга. Содержание и оформление раздаточных материалов и методических пособий для участников.

Тема 3. Логика построения программы обучения в  тренинге.

Модульный подход к построению тренинга. Логика чередования форм активности. Обзор основных форм активности на тренинге. Цикл обучения взрослых по Колбу. Обратная связь как основной обучающий инструмент в бизнес-тренинге. Специфика использования обратной связи в бизнес-тренинге.

Тема 4. Основные формы активности на тренинге.

4.1. Ролевая игра как метод обучения в  тренинге.

Понятие и виды ролевой игры. Использование ролевой игры в бизнес-тренинге. Структура ролевой игры. Разбор ролевой игры и использование в процессе разбора обратной связи. Ролевая игра как инструмент управления групповой динамикой. Ролевая игра и упражнения: сравнительный анализ. Логика чередования упражнений и ролевой игры в тренинге. Видеоанализ и его использование в тренинге.

4.2. Деловая игра и кейс-стади как методы обучения в  тренинге.

Понятие и виды деловой игры, области применения, относительные преимущества и ограничения. Структура деловой игры. Метафорическая деловая игра по Ж.Завьяловой: области применения, структура, алгоритм проведения и разбора. Кейс-стади: общая характеристика метода. Правила подбора (написания) кейсов. Особенности использования кейсов в бизнес-обучении.

4.3. Мини-лекция как метод обучения в  тренинге.

Специфика использования лекций в бизнес-тренинге. Структура построения мини-лекции, место данного метода в рамках тренингового модуля с учетом цикла обучения по Колбу. Методы управления вниманием аудитории в процессе мини-лекции. Ответы на «каверзные» вопросы.

4.4. Фасилитация и разминки как формы активности участников  тренинга

Понятие фасилитации. Варианты проведения фасилитации. Место фасилитаци в цикле обучения. Использование психодиагностического инструментария в тренинге. Разминки и психогимнастические упражнения, их функции в тренинге. Виды разминок, их относительные преимущества и ограничения.

4.5. Мозговой штурм и модерация как формы активности участников  тренинга

Понятие мозгового штурма. Алгоритм проведения мозгового штурма в  тренинге. Специфика задач, решаемых посредством мозгового штурма. «Подводные камни» мозгового штурма.  Модерация как метод выработки единого понятийного аппарата группы. Использование карточек в процессе модерации. Специфика проведения модерации в разноуровневой группе.

Тема 5. Динамические аспекты работы тренера с группой.

Понятие групповой динамики. Стадии развития группы с точки зрения ее динамических процессов. Использование динамических процессов в малой группе в процессе  обучения. Трудные ситуации в работе с группой и их преодоление. Управление групповой агрессией.  «Трудный участник» и как с ним работать. Обработка сопротивления группы. Стили обучения взрослых.

Тема 6. Специфика построения конкретных видов тренинга и бизес-тренинга.

Обзор существующих тематических направлений  тренинга. Тренинг продаж, переговоров, обслуживания, менеджерских навыков, стресс-менеджмента, тайм-менеджмента, личной эффективности, их содержание, специфика проведения в зависимости от особенностей конкретной организации. Перечень и содержание основных модулей указанных тренингов, методические рекомендации по их проведению.(Данная тема является сквозной и рассматривается непрерывно на протяжении всего процесса обучения).

Тема 7. Требования к личности и профессиональной подготовке  тренера.

Основные требования к личностным особенностям и профессиональной подготовке бизнес-тренера. Стили тренерской работы. Нахождение и выработка индивидуального стиля работы тренера. Моделирование ролевых реакций при работе с группой. «Рабочее» состояние тренера, его поддержание. Факторы «выгорания» в тренерской работе. Стресс-менеджмент для тренера.

Тема 8. Оценка эффективности проведенного тренинга и посттренинговое сопровождение.

Обзор существующих моделей эффективности тренинга. Модель Киркпатрика. Коэффициент ROI (индекс возврата затрат на обучение) и его вычисление. Практический инструментарий, использующийся при оценке эффективности тренинга. Составление посттренингового отчета для заказчика.   Факторы, определяющие устойчивость результатов, полученных в процессе тренинга. Понятие посттренингового сопровождения. Основные виды процедур, использующихся в ходе посттренингового сопровождения.

Тема 9. Выстраивание отношений с заказчиком

Позиции тренера в организации. Тренер как штатный специалист, сотрудник компании-провайдера, фрилансер (свободно практикующий специалист). Место тренера в организационной структуре фирмы. Документы, регулирующие взаимоотношения с заказчиком. Бизнес-тренинг и бизнес-процессы организации.